Текст 19. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»

Текст 19. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»

Шопенгауэра, учение Гегеля является шагом назад по сравнению с философией И. Канта, главная заслуга которого — в принципиальном различении вещей для нас явлений и вещей в себе. Данное различие, по сути, упраздняется у Гегеля, поскольку он принимает тезис о тождестве мышления и бытия и трактует субстанцию как познающий самого себя разумный субъект; он мыслит вещь в себе по модели самосознания, представления. Но чем тогда она отличается от явления? ритика философии Гегеля уже у А. Воля как основание сущего. Что делает волю вещью в себе? Пути избавления от страданий.

Хайдеггер, Мартин

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого немецкого философа Фридриха Ницше, этапы создания его известнейших произведений. Место исследования воли и разума в философии Ницше, развитие идеи сверхчеловека в его произведениях. День рождения совпал с Днем рождения короля — Фридриха Вильгельма , поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы. Отец его умер после года безумия и изнурительных страданий.

переоценить. Ему отдают дань уважения Хайдеггер, Сартр, Камю, Делез; его учеником и Есть что-то, объединяющее Кьеркегора и Ницше: переживания бунтаря, .. 1 Кьеркегор С. Страх и трепет//Страх и трепет. .. найдем, что такая жизнь возможно – и даже необходимо – не тождественна социальной.

Мурзин Введение Как метафизика связана с историей - не с теми или иными ее обстоятельствами, а с самим ее ходом, или, говоря по-кантовски, возможностью? Эта изначальная парадоксальная взаимосвязь, взаимопринадлежность двух миров, определяющихся прямо противоположным образом - неизменного мира разума и подвижного и изменчивого мира истории, в котором, по видимости, властвуют случай, многообразие, различие, неопределенность - возможно, главная тема любой философии, которая захвачена проблемами метафизики - т.

Но возможно, метафизика как раз склонна к разрешению этого изначального противоречия, так или иначе - в пользу Разума, Бытия, Единого? И потому текучий и изменчивый мир, в котором непосредственно происходит человеческое существование, который человек преобразует творчески и осмысляет этически, в конечном итоге тоже начинает определяться из этого вечного и неизменного горизонта? Мы обращаемся к Ницше, потому что видим возможность истолкования его мысли как предельного развития этих метафизических тем - развития, которое подводит, в конце концов, к вопросу об истории самой по себе - а не истории чего-то или кого-то; становлении самом по себе - а не о том, что становится; существовании как таковом - а не отдельных сущих.

Есть ли у истории свой собственный нерв, или ее всю целиком можно свести к интеллектуальной или натуралистической схеме, т. Нет ли здесь чего-то еще, того самого перехода, на котором настаивал Гегель, но совсем не в гегелевском духе; не предполагает ли история в основании самой своей возможности некоего иного аспекта, и природного, и интеллектуального, и в то же время указывающего на нечто третье?

Гегель здесь - первый, с кем Ницше вступает в спор: Мы, однако, попытались выявить глубинные основания столкновения Ницше с Гегелем и показать, почему в области, казалось бы, далекой от метафизики в привычном смысле слова - имеется в виду концепция у Ницше - Ницше, тем не менее, мыслит в том же метафизическом горизонте, что и двадцать пять столетий"классической" философии до него. Воля - так называется освободитель и вестник радости.

Но сама воля еще есть пленница. Бессильная против того, что уже сделано, она - злобная зрительница всего прошлого. Обратно не может воля хотеть; что не может она победить время и остановить его движение, - в этом сокровенное горе воли.

Йорик Петкевич Мудрец 5 лет назад Если коротко, Гегель - рационалист, Ницше - иррационалист а идеалисты они оба. Гегеля, вслед за Гегелем эту линию продолжают в 19 в. Философия рационализма основана на убеждении, что способность к рациональной, разумной деятельности - это важнейшее условие существования и развития как отдельной личности, так и всего человечества. Тезису рационалистов о разумности мира противостоят иррационалисты поздний Шеллинг, А. Кьеркегор, Бергсон и Ф.

Сам по себе иронизм равнодушен к социальным проблемам и не претендует Гегель, Ницше, Хайдеггер, - все они основывались на том, что Хайдеггер и таким образом освободил себя от страха, что случайность, которую он.

мерть в экзистенциально-онтологическом анализе предстает как истинная возможность, за пределами которой — ничто. Со смертью само наличное бытие становится в своем единственнейшем возможном бытии прежде, чем Его мерть есть возможность не-быть-больше-наличным бытием-возможного Смерть как собственная, безотносительная, неопережаемая возможность. Смерть предопределена наличному бытию судьбой, поэтому она не случайна, а необходима. Правда, никто не хочет думать и мыслить о смерти. До поры, до времени все уходят от нее в суету повседневной жизни, в неподлинное существование.

Каждый представляет смерть только как смерть или кончину других, а не смерть самого себя, не свою собственную смерть. Но в том-то и дело, что смерть не бывает чужой, она для каждого человека является только его собственной смертью. Смерть противостоит обезличиванию и неподлинному существованию — она всегда личностна, персональна, подлинна: Люди боятся смерть вообще или смерть других, но это — недоразумение, ибо это не их собственная смерть.

Когда же приходит их смерть, то они ее уже не боятся, поскольку включены в нее непосредственно и полностью, переживают ее онтологически и оптически, в совершенном отвлечении от неподлинного бытия и существования, то есть они переживают свою смерть как единственную, неповторимую и подлинную возможность, позволяющую им заглянуть в самые потаенные глубины своего собственного существования. Это и есть предвосхищение смерти — состояние, когда наличное бытие постигает само себя и пытается стать, быть и оставаться самим собой.

.. Долгов. Феноменологическая онтология Мартина Хайдеггера и искусство

26 сентября года родился немецкий философ Мартин Хайдеггер. Мартин Хайдеггер [ — ] — немецкий философ, давший новое направление немецкой и общемировой философии, является одним из крупнейших философов века. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.

Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.). . социальных отношений должно быть дополнено философским учением, . Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии.

Историческое измерение здесь не является простой нескончаемой эволюцией всех форм жизни. Это также и не жизненно-философская оппозиция молодого Гегеля, пытающегося охватить исторические антагонизмы социальной жизни, и Гегеля на склоне лет, когда он насильственно утюжил всё своей диалектической машиной , а изначальное напряжение между гегелевским систематизирующим усилием умозрительного самоопосредования или изъятия и более оригинальным онтологическим проектом, который, следуя Хайдеггеру, Александр Кожев описывает как историчность человечекого положения, направленного к будущему.

Нетрудно опознать в этой версии, ориентированной на будущее темпоральности заинтересованного субъекта, следы хайдеггеровского радикального утверждения конечности, как непреодолимого затруднения человеческого существования: Потому не удивительно, что сам Хайдеггер в серии семинаров и рукописных работ предложил наиболее продуманный вариант такого критического прочтения Гегеля. Хайдеггер читает известную гегелевскую критику кантианского скептицизма — мы можем лишь получит знание Абсолюта, если Абсолют уже заранее желает быть с нами — через его интерпретацию парусия присутствие, второе пришествие , как эпохальное раскрытие бытия: Это приводит нас к следующему упреку Хайдеггера:

Философия Ницше

Трепетный синдром аполитичности Гегель создавал философскую систему для спасения истин религии и морали от критики Просвещения: Для этого он сконструировал всеохватывающий синтез, в котором согласованы все противоположности. Вера не может сохраниться в форме религии.

Гегель строил философию истории, исходя из самой истории, из логики ее Хайдеггер говорил о бытии так, как если бы оно само бытийствовало из себя психологизированных общих категорий, вроде"страха" или"заботы". . социальную роль, какое-то инстинктивное ощущение мужской силы.

Определение реакций опор и моментов защемления Текст В своих произведениях Хайдеггер пересматривает всю проблематику классической философии в рамках собственного понятийного аппарата. Хайдеггер создает свой язык философствования, в котором современные проблемы находят философское решение, вернее, - проводится обоснование невозможности их разрешения философскими средствами.

Текст публикуется по книге Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Вопросы и задания к тексту 1. Что является источником европейского нигилизма по-Хайдеггеру? Нижеследующее пояснение— это попытка указать в ту сторону, откуда когда-нибудь сможет быть поставлен вопрос о сущности нигилизма. Пояснение это ведет свое происхождение из такого мышления, которое начинает впервые обретать ясность относительно позиции Ницше в истории западной метафизики.

Указать же значит уяснить одну из стадий западной метафизики, предположительно последнюю стадию ее, потому что иные возможности метафизики уже не могут становиться зримы постольку, поскольку метафизика через посредство Ницше в известном смысле отнимает у себя свои собственные сущностные возможности.

7.3. Трепетный синдром аполитичности

Ахутин, Анатолий Валерианович Сочинения М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. , Высшая религиозно-философская школа,

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. В- третьих, фактором социального поведения и отношения к государю является страх . Г.Ф.В. Гегель рассматривал страх как позитивное чувство, помогающее человеку за свое бытие» (К. Ясперс), ужасом перед Ничто (М. Хайдеггер).

Марков Хайдеггер и Ницше Нигилизм, переоценка всех прежних ценностей, воля к власти, вечное возвращение того же самого, сверхчеловек — вот, по мнению Хайдеггера, пять главных рубрик метафизики Ницше, показывающих ее целое в том или ином аспекте. Такая рубрикация настолько глубоко утвердилась в современном ницшеведении, что кажется естественной, то есть соответствующей замыслу самого Ницше.

Между тем, если бы это было так, и Ницше мыслил системно, то почему он не написал отдельных сочинений под таким заглавием. Всякий гений, как известно, что-то открывает, а что-то закрывает. Несомненно, это относится и к названным мыслителям. Кажется, что Ницше — едкий критик любых претензий на исключительность, гениальность, позволяющих якобы видеть то, чего не видят другие, должен быть абсолютно чужд маниакальному стремлению учить других.

Ирвин Ялом - экзистенциальные страхи


Comments are closed.

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!